Гигантское тело. Визуализировать образ тела того же пола. Увидеть физическую форму в деталях. Приблизиться к нему и исследовать поверхность в деталях. Пройти сквозь поры и исследовать внутренние структуры.
Внутренние детали. Сконцентрироваться на внутренних органах, тканях и жидкостях. Наблюдать клетки, молекулы, бактерии.
Микроуровень. Двигаться через стенки или поверхности, разграничивающие клетки и молекулы. Исследовать мир атомов и субатомных частиц.
Простор взаимодействия и светящиеся контуры. Каждая структура - это зона, состоящая из других структур и т.д. Уловим прозрачность, проницаемость тела. Поверхности оставим в качестве светящихся очертаний, прозрачных границ. Наблюдаем снаружи, как одни структуры (контуры) находятся внутри других. Увидеть тело со всех сторон одновременно.
Освобождение к пространству. Тело - бесконечно сложный кластер просвечивающих очертаний. Сделаем свечение более ярким, экстатичным. Это - жизнь. Войти в тело и двигаться сквозь контуры, обнаруживая там пространство.
Непроницаемость в противовес прозрачности. Тело - плотные и непрозрачные структуры. Тело - проницаемо. Переключаться с одного на другое. Сравнить.
Взаимная игра тела-ума-мысли. Изучать различные ситуации и действия. Отмечать взаимоотношения между "телом", "умом", "мыслями", "эмоциями". Механизмы взаимодействий. Тело как тело гигантское.
Просвечивающая личность. Выделить зоны: "мыслительную", "телесную", "эмоциональную". Вскрыть непрозрачные границы, сделать их просвечивающими.
Участие в качестве наблюдателя, воплощенной личности. Осознать свое присутствие во Взаимной игре тела-ума-мысли (длительно). Раскрыть все, даже раскрывание. Убрать все представления о взаимосвязи структур и открываемых пространств.
Участие и пространство. Является ли "я" (наблюдатель) противопоставлением (отдельным существом) наряду с гигантским телом или это дано в связи, которая имеет тенденцию к поляризации? Сопоставить размер гигантского тела с его "глубиной" - пространство не является конечным.
Источник мыслей. Попытаться открыть место происхождения или источник, порождающий мысли. Есть ли место, куда они идут, когда прекращают существовать? Не отвечать, а просто внимать этим вопросам.
Пространство между мыслями. Момент, когда одна мысль гаснет, а другая появляется. Исследовать, углубиться в пространство между мыслями. Не "между", а "вокруг" мыслей.
Мысли как пространство. Рассмотреть природу мыслей как-бы в первый раз.
Новый фокус на пространство. Растворить границы наблюдающего ума в этом пространстве.
Уединение в горах. Внимать непосредственной близости неба. Вдыхать глубокое пространство перед собой. Пропитаться им на каждом уровне (мысли, чувства, эмоции, клетки...). Вдохи со всех сторон и выдохи. Слиться с пространством, раствориться в нем. Искать пространство в обычных городских ситуациях.
Поток воспоминаний. Осознать обьект, идею или качество. Вспомнить осознавание, вспомнить воспоминание и т.д.
Цикл видения. Выберите 10 предметов. Четко визуализировать 1-ый,, затем 2-ой, ..., 10-ый. Повторить снова и снова, ускоряясь. Обращать внимание на факторы, работающие при таком "видении".
Осознавание как отражающая поверхность. Позволить всем обьектам "стать известными". Вы - зеркало.
Обращение субьекта-обьекта. Познавание субьекта направлено к обьекту. Затем обратить это. То же с мыслями, переживаниями, ситуациями. Вместо вас, делающих их, пусть они делают вас.
Обьединяющая ясность. "Познающие" свечи. Перед собой, позади, по бокам, сверху и снизу группы из пяти свечей. Затем каждый свет - свет из пати и т.д. В конце концов не останется ничего, кроме всепроникающего света. Убрать акцент с физического расположения, переместить на познавательность.
Преодолевающая себя видимость. Каждая мысль, эмоция, ощущение несет некоторого рода "свет". Осознать этот "свет", все вокруг - как свет.
Воплощение знания. Обратная микрокосмическая орбита. Сядьте свободно, но с прямой спиной. Позвольте своему телу быть внутренне очень легким и безоблачным. Визуализируйте интенсивно оживляющую, мягкую и любящую энергию, подобно очень теплому нектару. Пусть эта энергия течет вниз вдоль позвоночника. Внизу, когда она начинает поворачивать вперед, она становится еще теплее и живее. Тогда дайте йей свернуть вперед и вверх внутри передней части своего тела и пусть она поднимается до точки вверху между вашими глазами. И, наконец, позвольте энергии течь к затылку в область двумя дюймами ниже затылочной части черепа; затем дайте энергии снова продвинуться вниз. Продолжайте эту циркуляцию, уже с акцентом на мягком, но внимательном ощущении энергии. Затем превратить кольцо в диск, а диск расширить в шар. Затем отпустить границы шара и пусть энергия расширится.
Прошлые и будущие проекции. Наблюдать за мыслями о будущем и воспоминаниями. Связка с личной жизнью своей или других.
Прошлое-настоящее-будущее каждого момента. Уловить оттенки прошлого и будущего во всех переживаемых настоящих моментах. Каждое настоящее обладает тонкой структурой ПНБ, обеспечивая чувство личной идентичности, непрерывности и направления. "Я" устанавливается момент за моментом.
Обращение временной структуры. (Это с мыслями.) Сменить направленность ПНБ на противоположную. Из будущего в настоящее, затем из прошлого в настоящее (визуализировать себя смотрящим из Б или П в Н). Затем просто сдвиги в отношении временной структуры. Смотреть на Н одновременно из П и Б.
Более тонкое структурное обращение. Изменить направленность всякого "настоящего" переживания.
Погружение во время. Трехчленная структура ПНБ как у великана. Поместить "я" в одну из этих зон. Почувствовать их текучесть. Кто "я"? Избавиться от идентичности личности.
Хождение без хождения. Босиком медленное хождение. Снять акцент с "делания". Переживать движения как данные временем. Бесконечность даже малейшего переживания. Остановить время, погрузившись в него. Снять акцент с "я".
Свадьба звука и дыхания. Внимание к звучанию дыхания. Дыхание и осознавание - одно и то же. Концентрация в горловом центре. Почувствовать энергию дыхания. Горло является центром, соответствующим "овремениванию" и оценке "времени".
Заметки по книге Тартанга Тулку, "Время, пространство, знание". М., 1995.