Таро. Люди, не знакомые с этой традицией близко, представляют себе засаленную колоду карт, вытащенную из-под полы старой цыганки, глаза которой могут прочесть все тайны души. "Мол, позолоти ручку, дорогой, всю правду скажу, ничего не утаю, что было, что сбудется, чем сердце успокоится…" И карты Таро расскажут цыганке судьбу человека… Но мало кто знает, что традиция Арканов Таро изначально была совсем другой, да и предназначалась она не для гадания вовсе. Но начнем по порядку. Куполом ночные звезды, вечные пески поют свою песню, высятся еще молодые пирамиды. Расцвет Египта. Мудрое царствование фараонов, тайные знания жрецов позволяют создать одну из самых известных и удивительных цивилизаций за всю историю человечества. Существует версия, что помогла им в этом еще более древняя цивилизация - загадочная Атлантида. Чтобы сохранить наследие погибающей Атлантиды, мудрые атланты решили закодировать свои знания и передать людям. В землю египетскую пришел Гермес Трисмегист, позже перевоплотившийся в бога Тота, и передал знания жрецам. Знания перешли в легенды, устройство быта, праздники, символику храмов, ритуалы. И в том числе были созданы Арканы Таро. Каждый Аркан - зашифрованное знание, закон Вселенной, блистающая грань мира сотворенного. 22 Великих Аркана составляют свод универсальных законов, заложенных в основу нашего мироздания, младшие Арканы представляют собой законы жизни человеческой, а Темные - принципы мира за гранью. Вместе они являют собой Целое.
Медитации на Арканы Таро являлись обязательной частью подготовки будущих жрецов. Молодой неофит, будущий Великий жрец Египта сидит перед каменным изваянием Изиды, богини Сокрытого. Он пытается проникнуть сознанием за завесу тайны, постичь законы Вселенной. Будучи незаконнорожденным сыном фараона, он может претендовать на место Великого Жреца. Но открывается ему больше. Ему предстоит создать новую традицию, новую религию, объединив две. Имя его - Моисей. С его помощью соединятся Каббала, древнееврейская традиция и Арканы Таро.
22 священные буквы иврита зажгутся на 22 Арканах, младшие Арканы объединятся в Сефиры, а Великие станут Путями между ними. Но это потом… Уже в это время жрецы Египта предрекают конец славному царствованию. Печальный конец зрят они в своих видениях. Как спасти знание от разрушения? Они выбирают самый мудрый путь - спрятать тайное знание на самом видном месте, среди базарной толпы, в виде неумирающей игры. "Gipsy" - странствующие цыгане понесут колоду карт в Новый мир. Там карты станут развлечением толпы, способом выманивания денег с простолюдинов, источником азарта. И лишь немногие, кто будет готов, смогут распознать за обычными картами - Великое знание угасшей цивилизации…
Есть и другая легенда. Таро было принесено из Индии, где игра "в короля и королеву" была уделом знатных людей, а четыре масти олицетворяли четыре касты… Происхождение слова "Таро" также неоднозначно. Есть итальянская версия слова - "Tarocci" ("козыри"), от которого позже произошло название игры "Тарок". А есть более красивая версия - египетская - "tar" ("Путь") и "ro" или "rosh" ("Царь"), то есть "Путь Царей". Очень долгое время изобретение игральных карт приписывалось французскому живописцу XIV столетия Жаклину Грэнгоннеру, который якобы первым выдумал эти маленькие разрисованные картонные листки. Первым же бесспорным доказательством этому служит подлинный акт Кельнского собора, воспрещавший карточную игру духовным лицам.
В Европе игра в карты активно осуждалась церковью. Церковь называла карты "Книгой дьявольских картинок", и авторство приписывалось самому Сатане. Но, как известно, чем сильнее что-либо запрещается, тем сильнее это становится. Так и произошло с картами. Тайно, скрытно карты продолжали свое победное шествие. И, наконец, в конце 17 века нашли пристанище в учении масонов. Немалую роль в этом сыграл француз Антуан Кур-де-Жеблен (1725-84), автор знаменитого труда по истории оккультизма: "Первоначальный мир, анализированный и сравненный с миром современным". В нем он, в частности, анализирует символику Арканов Таро с помощью Каббалы, считая их изложением философско-религиозной доктрины древних. Кур-де-Жеблен, мастер масонской ложи "Девяти сестер", стал первым реаниматором все того же мифа о египетском происхождении Таро, в котором потом не позволяли себе усомниться его ученики и последователи, начиная от Эттейлы (Жан Франсуа Альетте 1724-1792) и кончая Элифасом Леви и Папюсом (Жерар д'Анкос 1865-1916). Эттейла и его ученица Мария Анна Аделаида Ленорман (1772- 1843) сумели снова приблизить Таро к обывателю, упростили символику для гадания. По мнению Эттейлы, Арканы Таро представляют собой "…результат собрания магов в храме Амона в Мемфисе, и появилось в виде таблиц в 2170 г. до н.э."
Элифас Леви в 1856 году выпустил свой труд "Le dogme et le rituel de la Haute Magie", в котором он делает попытку систематизировать и "расшифровать" тайное знание древних. Книга разделена на 22 главы, каждая из которых носит название одного из Старших Арканов. Возможно, Арканы были для Леви всего лишь поводом, чтобы изложить свою теорию в определенной последовательности. Благодаря Леви (и популярности его книг) - Таро заняло прочное место в системе оккультных знаний. Освальд Вирт (1860 - 1943), швейцарец, был так же, как и Папюс, сначала масоном, а потом членом ордена "вторичных розенкрейцеров", основанного Станисласом де Гуайта. Обладая незаурядными художественными способностями, он попытался воплотить свои представления о древней мудрости на бумаге и создал оригинальную колоду Таро, которую в рукописном виде охотно разбирали его друзья; всего он нарисовал больше ста экземпляров, а в печатном стали покупать - и покупают сегодня - тарологи, которых интересует не только мистический смысл, но и художественное оформление карт.
Свои знания и соображения относительно двадцати двух Старших Арканов и Таро вообще, включая две белые пустые "бланки", так называемые "карты спрашивающего", Освальд Вирт опубликовал в книге "Le Tarot des Imagiers du Moyen Age", посвященной памяти учителя, маркиза де Гуайта. В ней Вирт дает ясный, трезвый и достаточно глубокий обзор двадцати двух Старших Арканов в их символических аспектах, не впадая в египетский мистицизм и не делаясь ни расплывчатым, ни навязчивым. Следует отметить, что Вирт одним из первых провел параллели между Таро и И-Цзин, успешно связав друг с другом обе эти философские системы. Интересно также, что как бы "на полях" своей книги он приводит изображение карт Юпитера (Истина) и Юноны (Интуиция).
Таро Освальда Вирта и его книга стали "ключом" (первым учебным пособием) для неофитов ордена "Золотой Зари".
И, наконец, в эзотерическом плане неоценимую роль сыграли труды Юнга{6}, а также его ровесника - англичанина Алистера Кроули (собственно, Эдвард Александр Кроули, 1875-1947). Вначале член ордена "Золотой Зари", потом ряда других орденов, он прославился не только как философ, но и как автор новой колоды Таро, созданной им вместе с художницей Фридой Гаррис в течение 1938-42 гг.
Чувствуя необходимость переосмысления Таро в духе новой эпохи, Кроули видел в нем "Магический алфавит" - общечеловеческий "метакод", объединяющий все системы символов и понятий, а также все эзотерические дисциплины, с помощью которого тайное знание всех времен и народов можно привести к единому знаменателю. И ему в большой мере удалось создать такой метакод. Начав с "Книги 777" (1909), в которой демонстрируется параллелизм отдельных систем и выводится их общая основа, он завершил этот труд созданием своей колоды - набора символических рисунков, призванных сохранить тайное знание, как у его "любимых древних египтян". Колода сопровождалась книгой "Таро Тота", в которой Кроули дал свое описание Арканов как Магического алфавита новой эпохи.
И несколько слов о том, как традиция Арканов Таро пришла ко мне: Папюс дал посвящение Мёбесу (Г.О.М 1869-1930). В 1911-1912 Григорий Оттонович читал курс лекций в Санкт-Петербурге. Один из его учеников сохранил традицию, пронеся знания через годы репрессий. От этого ученика получил передачу Григорий Романович Рейнин. Параллельно, и не менее интересно развернута традиция в Московской школе - Шмаковым.
Трудно сейчас разгадать в дебрях истории истину происхождения Таро. То, что происходило со Знанием о Таро с момента падения Египта и до 15 века - остается загадкой. Возможно, в это время Арканы "спали", сохраняя свои тайны под покровом игры и гадания... Но нам кажется, это уже не так важно. Почему? Потому что в Арканах действительно запечатлены законы и архетипы нашего мира, Арканы действительно "разговаривают" напрямую с подсознанием человека. Образы Жизни и Смерти, Истины и Лжи, Выбора и Пути были значимы всегда и везде. Китай, Индия, Египет, Европа - здесь жили и живут люди, и ничто человеческое им не чуждо. Арканы Таро - это живое знание, доступное каждому, кто им заинтересуется...
Мария Паншина © 2008