Лабиринт (часть 1) Разумов Артур & Мария Паншина © 2007

Немного об истории

Сведений о лабиринтах очень много. Они появлялись по всей нашей планете в разных культурах, в разное время практически повсеместно. Древние лабиринты были найдены и в Америке, и в Сибири, и в Европе, на севере Балтийских стран, и на территории Древней Греции, и Древнего Египта. Первые изображения лабиринта обнаружены в верхнем палеолите 38.000!!! лет до н. э. Возраст глиняной таблички с рисунком из семи концентрических линий, которая найдена на греческом острове Пилос, а также сирийской глиняной посуды, украшенной изображением классического лабиринта - 3,5-3,2 тысячи лет. Индейские племена Тохоно О'отам и Пима из американского штата Аризона сегодня, как и тысячи лет назад, плетут корзины из сухих стеблей, корней и листьев растений, растущих в пустыне, и украшают их узором-лабиринтом, который называют «дом Иитои» - в честь своего прародителя, дух которого покоится на вершине горы Бабокивари.

Самая первая легенда, известная нам, родилась, конечно же, на острове Крит. Это легенда о Лабиринте и мифическом чудовище Минотавре. «…Царь Минос поручил своему скульптору Дедалу создать макет коровы, чтобы его жена, царица Пасифая, могла удовлетворить свою безумную страсть к священному белому быку. В результате этой противоестественной связи родилось чудовище – получеловек-полубык Минотавр. Чтобы скрыть позор, Минос поручил Дедалу построить запутанный лабиринт, чтобы поселить там монстра и скрыть его от глаз людских. И Дедал выполнил поручение – выстроил целую сеть запутанных коридоров, проходов, анфилад и комнат, из которых никто не мог найти выхода. Но возникла еще одна проблема – Минотавр, как истинное чудовище, питался человечиной. На счастье Миноса, Афины в то время проиграли войну Криту. И Минос обязал Афины присылать каждые девять лет по семь юношей и девушек в жертву пленнику лабиринта. Но однажды вместе с несчастными отправился Тесей, сын царя Афин. Мужественный и храбрый юноша покорил сердце Ариадны – дочери Миноса, и та вручила ему меч и клубок ниток, чтобы тот вернулся из лабиринта целым и невредимым. С помощью меча Тесей убил Минотавра, а с помощью нити выбрался из загадочного лабиринта. Затем влюбленные бежали от разгневанного царя. Продолжение печально – Минос наказал Дедала – он заточил несчастного скульптора и его сына Икара в темницу. Дедал был готов к такому исходу, он заранее изготовил крылья из перьев и воска. Когда же они с сыном взлетели, юный и гордый Икар взмыл прямо к солнцу, слишком высоко. Солнце растопило воск, и Икар разбился…»

Лабиринт Минотавра был мифом до тех пор, пока им не заинтересовался английский археолог А.Эванс. Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу - Кносский лабиринт. Это целые комплексы построек, которые группируются вокруг большого внутреннего двора. Расположены они причудливо на разных уровнях, соединяются между собой лестницами и коридорами, некоторые из которых уходят глубоко под землю. Одни помещения дворца освещались ярче, другие были погружены в полумрак, неравномерность освещения создавала эффект особой таинственности.

После долгих лет раскопок и кропотливой реконструкции археологи сумели восстановить образ стройного архитектурного ансамбля. Вокруг просторного вымощенного камнем двора размером 50х50 метров были выстроены самые разнообразные сооружения. Этажи дворца опирались на колонны и соединялись между собой монументальными лестницами. Сотни залов и комнат предназначались для торжественных приемов, служили покоями для царя и царицы, сановников и придворных дам, слуг и невольников. Здесь же располагались и просторные мастерские царских ремесленников.

Но критский лабиринт был построен Дедалом по уже известному проекту. Задолго до этого был выстроен египетский лабиринт, который, по мнению Геродота… был величественнее самих пирамид. Он был построен рядом с озером Мойрис, известным сегодня как озеро Биркет-Карун, расположенным к западу от реки Нил - в 80 километрах к югу от современного города Каира. Описанный древним историком Геродотом египетский лабиринт был построен еще в 2300 году до нашей эры и представлял собой окруженное высокой стеной здание, где было полторы тысячи наземных и столько же подземных помещений. Лабиринт занимал пространство общей площадью 70 тысяч квадратных метров. Весь этот колосс использовался в качестве гробницы для фараонов и... крокодилов, которые в Египте считались не менее священными, чем правители. Хотя есть сведения, что лабиринт был центром, из которого цари управляли страной, но, главным образом, он служил религиозным целям. Это был храмовый комплекс, в котором приносились жертвы всем богам Египта. Посетителям не разрешалось осматривать подземные помещения лабиринта, в которых находились гробницы царей, а также гробницы священных крокодилов. Геродот писал: «…Я видел этот лабиринт: он выше всякого описания. Ведь если бы собрать все стены и великие сооружения, воздвигнутые эллинами, то в общем оказалось бы, что на них затрачено меньше труда и денежных средств, чем на один этот лабиринт… Лабиринт размерами превосходит... пирамиды». 

Сложная система коридоров, дворов, комнат и колоннад была такой запутанной, что без проводника посторонний человек никогда не смог бы найти в нем дорогу или выход. Большей частью лабиринт был погружен в абсолютный мрак, а когда открывали некоторые двери, то они издавали ужасный звук, похожий на раскаты грома. После падения Египетской мировой державы впечатляющие колонны красного гранита, огромные каменные плиты и отполированный известняк были украдены и использованы для строительства других построек.

Вскоре лабиринты появились у греков и римлян. Плиний упоминает о лабиринтах на острове Самос и на острове Лемнос в Средиземном море, последний был известен благодаря 150 прекрасными колоннами.

Сегодня повсюду в Европе можно встретить много фрагментов мозаичных полов, выполненных в виде лабиринтов, которые были найдены во время раскопок римских вилл и гражданских построек.

Спиралевидные запутанные фигуры, вероятно культового назначения, выложенные на морском берегу из камней, нередки и в Северной Европе (Дания, Швеция, Эстония, Россия…). Встречаются также фигуры и на полях средневековых соборов (например, Шартрского), где их именуют «Иерусалимской дорогой», поскольку по ним должны были ползти на коленях кающиеся грешники… В Скандинавии на побережье Балтийского моря находится более 600 каменных лабиринтов. Есть мнение, что многие из них построены местными рыбаками, которые верили, что, проходя через них, обеспечивают себе хороший улов и счастливое возвращение.

Изображение лабиринта можно увидеть и на Востоке - например, в храме Халебид в Майсуре (Индия) -  постройка XIII века н. э., отображает эпизод из эпоса «Махабхарата». А китайцы верили, что злые духи могут летать только по прямой, поэтому они строили входы в виде лабиринтов, чтобы уберечь свои дома и города от злых духов. В Японии наибольшее распространение получили лабиринты из дерева, причем 150 из них были построены совсем недавно - в 1980-90-е годы.

В Пакистане и Исландии символы лабиринта вырезали на дереве; в Мексике и Италии высекали на скалах; в Северной Америке и Шри-Ланке его узор вплетали в ткань для одеял и в основу ивовых корзин; в Скандинавии и Индии выкладывали из камней в пустынных местах или на побережье; в  европейских домах и церквах изображали на плиточном полу, а на Суматре даже выкапывали в земле.

По мере развития цивилизации, лабиринт также претерпевал изменения. Наскальные рисунки переросли в целые дворцы. Если ранее лабиринт имел только один вход, он же выход, то теперь стали придумывать лабиринты с несколькими выходами или входами, запутанными ходами и тупиками. Так появились мейзы…

Лабиринты и мейзы

Мы с детства привыкли называть запутанные головоломки лабиринтами. Среди бесчисленного количества ходов нужно найти единственный правильный, который ведет к центру или выходу. Но, на самом деле, лабиринтом называется только структура с одним дорожкой к центру, которая одновременно является и выходом. Все остальные структуры называются мейзами – от английского слова «amaze» (удивляться). Лабиринт – это сакральная структура, имеющая духовный смысл. Он олицетворяет путь к себе, к центру, к Богу, смерть и возрождение, свертку и развертку. А мейз служит развлекательным целям.

К мейзам также относятся и знаменитые живые изгороди. Лабиринты с живой изгородью из деревьев и кустарников особенно пылко любили и любят англичане. История происхождения этих «головоломок» весьма пикантна. Один из первых английских лабиринтов с живой изгородью (ныне разрушенный) был высажен в XII веке во время правления короля Генриха II в саду возле его дворца в Вудстоке и назывался «Будуар Розамунды». Острые языки утверждают, что Генрих не просто так создал украшение для своего сада. Якобы в центре лабиринта король построил особнячок для фаворитки Розамунды Клиффорд (отсюда и название). А поскольку никто, кроме самого монарха, до поры до времени не знал единственно верного пути к дому прекрасной дамы, любовники могли наслаждаться обществом друг друга, не опасаясь, что их уединение нарушит королева Элеонора или кто-то из слуг. Но блаженство Генриха II продолжалось недолго. Его жена оказалась умнее, чем он думал, и, воспользовавшись одним из методов разгадывания лабиринтов, пробралась-таки в укромный уголок и убила соперницу…

Один из самых известных английских лабиринтов подобного рода - Хэмптон Корт - был построен, вернее, посажен в 1691 году. А прославил его... герой книги Джерома К. Джерома «Трое в лодке (не считая собаки)» Гарри, который заблудился именно в этом лабиринте. Сегодня тысячи туристов с разных концов света съезжаются в Англию с единственной целью - посостязаться с книжным героем. Кстати, все они в один голос заявляют, что Хэмптон Корт хоть и сложен, но не до такой степени, чтобы затеряться в нем без всякой надежды выбраться.

«Игрушки» с живой изгородью в Британии продолжали создавать и в двадцатом столетии. В начале века в поместье Хивер был разбит относительно небольшой (каждая из сторон 25 метров), но очень красивый лабиринт. В 1988 году в Лидсе высадили еще одну «живую изгородь» - 2400 тисовых деревьев - причем так, что дорожки лидсской «головоломки» образуют изображение королевской короны. Для большего эффекта по углам «путаницы» были установлены башни и бастионы. Но самое примечательное в этом лабиринте - выход. Пройдя к центру вполне обычным способом - по аллеям, посетители совершают обратный путь... по подземному гроту, специально устроенному для этой цели. Вход в грот находится на холмике, одновременно служащем смотровой площадкой. Впрочем, может случиться так, что посетители лабиринта в Лидсе никогда не найдут путь к гроту!..

К числу «юных» относится и самый большой в мире «символический» лабиринт, находящийся в саду английского замка Бленхайм. Его длина составляет 88 м, ширина - 55,5 м. А символическим он назван потому, что на его «стенах» несть числа геральдическим знакам Британской империи.

Поначалу создавались мейзы, которые можно пройти по «правилу левой руки», то есть выход все равно можно было легко найти, если постоянно касаться левой рукой стены. Потом структура усложнилась. Затем начали строить двухмерные мейзы, с мостами и подземными коридорами. А последней новинкой стали интерактивные мейзы, в узловых точках которых включаются голограммы, задающие новые правила прохождения лабиринта. Это очень интересное и красивое развлечение, но мы поговорим о классических лабиринтах…

Лабиринт как христианский символ.

Сколько потребовалось времени, чтобы языческий символ Лабиринта проник в христианскую культуру? Почему это произошло? Первая встреча с Лабиринтом в храме произошла в Алжире. Лабиринт выложен мозаикой в типично древнеримском стиле на полах базилики Сант Рапаратус, возведенной в 324г. в Аль-Аснаме, ныне Орлеанвиле. Уникальной особенностью этого лабиринта является квадрат в центре, составленный из слов SANCTA ECLESIA (Святая Церковь). Интересно, что в начале через Лабиринт все же прорисована мелкой мозаикой нить Ариадны, напоминающая о языческом происхождении символа. Ширина Лабиринта всего 2,5 метра, он создан не для прохождения, а для созерцания.

Изображения Лабиринтов находили на стенах церквушек, возле дорог паломников, они сопровождались фразами из молитв. Интересна теория о том, что христианам полюбился классический лабиринт из-за того, что базовым его символом является крест. А длинная, запутанная дорога к центру может символизировать духовные поиски «Царства Небесного»...

Лабиринт уцелел и благодаря средневековым манускриптам. Зафиксировано более 70 текстов, содержащих лабиринт, начала 9в. Например, один манускрипт из Сен-Галля, датированный 850г. содержит лабиринт, иллюстрирующий подборку стихов о планетах, месяцах, днях года и звездах. Лабиринт изображен рядом с иллюстрацией семи планет, вращающихся вокруг Земли. Так символ лабиринта вплетается в историю мироздания…

Лабиринты как путь к себе.

Сегодня лабиринты используются в терапевтической и эзотерической практике. Было обнаружено, что прохождение лабиринта гармонизирует работу правого и левого полушарий мозга, восстанавливает работу вестибулярного и опорно-двигательных аппаратов, корректирует зрение… Раскрывает духовные устремления человека, восстанавливает «правильный путь» в жизни, помогает в поисках «Духовного ядра». Периодически лабиринты проводят мастера лабиринтов, люди подготовленные и знающие секреты лабиринтов… (продолжение следует...)